П.И. Чайковский


 

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Чайковский - великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его - образец подвижнического труда. Композиторское творчество он сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Тонкий и глубокий психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и убедительностью отразил духовный мир современников. Основная идея его замечательных произведений, любимых во всем мире, - протест и борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя порой эту борьбу к трагическому финалу, Чайковский настаивает на торжестве гуманистических идеалов.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (1 мая) 1840 года в уральском городе Воткинске, где работал его отец, горный инженер. С детства он не мог слушать музыку без волнения, был ли это его неизменно любимый В.А.Моцарт или народные песни. Чайковский говорил о себе, что "с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой... русской народной музыки". Действительно, его музыкальность проявилась рано - с пяти лет он начал учиться игре на фортепьяно. Уже в ту пору у него сложился внутренний слух, позволяющий слышать музыку и не подходя к роялю. Однако в заботах о благополучном будущем мальчика родители определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл с 1850 по 1859 год. В Петербурге же в 1850 году десятилетний мальчик впервые услышал на сцене театра оперу Глинки "Иван Сусанин". Воспоминание об этом главном музыкальном событии его детства осталось у Чайковского на всю жизнь. Возможно, оно и определило в дальнейшем выбор пути.

Нервный и впечатлительный мальчик болезненно пережил отрыв от семьи, от матери, которую очень любил; суровая же полувоенная атмосфера училища оказала сильнейшее влияние на формирование душевного склада композитора, приглушив в нем энергию сопротивления и заронив в душу меланхолию и тоску, что компенсировалось мечтательностью, которая потом прорвется в пронзительно-щемящей лирике его сочинений.

Служба после окончания училища, канцелярская рутина оказались для него совершенно невыносимы. После мучительных колебаний Чайковский, вопреки мнению своих родственников и друзей, порывает с чиновничьей карьерой, чтобы поступить в недавно открывшуюся Петербургскую консерваторию. Теперь он - бедный студент среди таких же бедных, плохо одетых будущих музыкантов, и кое-кто из его бывшего круга при встрече уже не раскланивается с ним. Изменилось и социальное самоощущение композитора, который теперь не упускает случая поиронизировать над своим дворянским происхождением... Этому способствовали и новые веяния в пореформенной России, где наконец было отменено крепостное право и даны гражданские свободы.

Один из лучших студентов, Чайковский окончил Петербургскую консерваторию по классу ее основателя А.Г.Рубинштейна. С 1866 года он начинает преподавать в только что открывшейся Московской консерватории, основанной братом его учителя Н.Г.Рубинштейном. Москва в ту пору была относительно более вольной и либеральной, чем придворно-великосветский, гвардейский и чиновничий Петербург. И весь уклад музыкальной жизни Москвы был тоже гораздо демократичнее.

Несмотря на большую занятость преподавательской работой, Чайковский написал в московские годы, а их было 11, необычайно много. Не уповая на вдохновение, он, по его собственному признанию, работал, как ремесленник, каждый божий день. "Вдохновенье, - говорил он, - гостья, которая не любит посещать ленивых". Не любил он и всякое оригинальничание, напускной артистизм - будь то в одежде или манере поведения, - держался скромно, с тихим достоинством. Но, несмотря на внешнюю мягкость и покладистость, был на редкость непокорным человеком.

Материальное же положение его было таково, что долгие шесть лет он прожил на квартире своего московского патрона Н.Г.Рубинштейна. Это, при абсолютной разности их темпераментов и привычек, немало усложняло его творческую жизнь. Затворнику Чайковскому порой приходилось спасаться в трактире от шумной компании хлебосольного хозяина квартиры...

Тем не менее первое крупное произведение Чайковского - симфония "Зимние грезы", написанная в 1866 году - было посвящено именно ему, блестящему педагогу и пианисту Николаю Рубинштейну. По музыкальному языку это была принципиально новая вещь, хотя истоки ее можно было найти в "Неоконченной симфонии" Шуберта и в "Вальсе-фантазии" Глинки, во многом определивших психологический склад человека XIX в. Вот и в "Зимних грезах" прозвучали скрытые, затаенные, хрупкие человеческие чувства - новая поэзия русской души.

Одна за другой возникали оперы, симфонии, камерные сочинения. За московский период Чайковский пишет еще две симфонии, Первый концерт для фортепьяно с оркестром, симфонические поэмы "Франческа да Римини", "Ромео и Джульетта", балет "Лебединое озеро", струнные квартеты, романсы и оперу "Кузнец Вакула", названную во второй редакции "Черевички". Однако путь его к успеху был нескор, и произведения, вошедшие в золотой фонд мировой классики, не принесли ему в свое время ни славы, ни денег. Были и разочарования - провал "Лебединого озера", непонятого публикой, первая же опера "Воевода" по пьесе Островского была сожжена композитором, хотя проницательный музыкальный критик В.Ф.Одоевский, друг Глинки, записал в своем дневнике после генеральной репетиции "Воеводы": "Эта опера - задаток огромной будущности для Чайковского".

В апреле 1874 года в Мариинском театре была показана третья опера композитора - "Опричник", по исторической трагедии И.И.Лажечникова. Несмотря на очевидный успех, опера была вскоре снята, с репертуара, но постановки ее в Одессе и в Киеве оказались удачными, и российская музыкальная публика открыла для себя новое имя - Чайковский.

И все же отношения с музыкальной критикой, в частности, с петербургской "Могучей кучкой", где правил властолюбивый Балакирев и писал свои едкие статьи Кюи, складывались сложно. Одни Чайковского превозносили, другие дружно ругали, а многомудрый В.В.Стасов и вовсе проглядел гений Чайковского, когда писал, что Чайковский смог подняться в музыке лишь до трактования вопросов личных, частных - и только. "До трактования вопросов мировых - он еще не дорос, тут ему еще не хватало слишком многого". И это было написано в 1904 году, почти через десять лет после смерти композитора - как будто тот еще мог исправиться и потрафить наконец вкусам патриарха русской музыкальной критики.

Много работая, избрав раз и навсегда жесткую дисциплину труда, Чайковский жил суровым отшельником, не поверяя свой сложный и богатый душевный мир даже близким друзьям. Его путало чужое понимание, ибо неосторожное прикосновение глубоко ранило его плохо защищенную душу. Близкий его друг Н.И.Кашкин, оставивший о Чайковском свои воспоминания, писал: "Привыкнув к сосредоточенности с юношеских лет, Петр Ильич вообще не был особенно экспансивен; скорее, он был скрытен, но скрытность его была формой застенчивости. Свои общие мысли и пожелания высказывал он очень свободно и охотно, однако немногим лишь и очень редко доводилось проникнуть в глубокие тайники его души, где он стыдливо прятал свои дорогие мечты и чувства". Даже в переписке с своими братьями Анатолием и Модестом, которые вслед за ним тоже начали свой путь с Училища правоведения в Петербурге, Чайковский почти не пишет о главном своем занятии - музыке, хотя оба они были очень музыкальны, и больше того - заменяли ему семью.

Семья... Чайковский дважды пытался разорвать круг одиночества. Первый раз это было в 1868 году, когда он полюбил певицу из итальянской оперной труппы, приехавшей в Россию. Звали ее Маргарита-Жозефина Дезире Арто. К концу года они уже были женихом и невестой, но свадьбе, назначенной на лето, не суждено было состояться. В следующем сезоне Маргарита Арто вернулась в Москву уже будучи женою оперного баритона той же труппы... Вторая история закончилась для Чайковского нервным срывом и бегством от жены - двадцативосьмилетней госпожи А.И.Милюковой. Свой неожиданный брак он воспринял как пожизненную каторгу, как насилие над собой. Это насилие, уже испытанное им в отношениях с Н.Рубинштейном и Балакиревым, пробуждало в нем вспышки ненависти.

Развод обошелся Чайковскому в огромные деньги, которые помогла ему выплатить новая, и притом бескорыстная, поклонница его таланта вдова миллионера Надежда Филаретовна фон Мекк, осуществлявшая акты благотворительности в пользу нуждающихся музыкантов. Не считая различных дорогих подарков, он стал получать от нее безвозмездно суммы, позволявшие ему ни в чем не нуждаться и подолгу проживать за границей - в Швейцарии, Италии, бывать в Германии, Чехии, Франции. Так продолжалось тринадцать лет. Это для него означало свободу, в том числе и от скучной для него преподавательской деятельности в стенах Московской консерватории. Испытываемая им душевная неловкость - как-никак теперь он в материальном смысле полностью зависел от милости одного человека - эта неловкость скрадывалась оживленной перепиской Чайковского со своей благодетельницей.

В этой истории больше всего, пожалуй, удивляет душевный такт Надежды Филаретовны, ни разу за тринадцать лет не настоявшей на встрече, хотя композитору был предоставлен комфортабельный приют в ее российских имениях.

Конец московского периода был ознаменован завершением в 1878 году работы над двумя крупными сочинениями - оперой "Евгений Онегин" и Четвертой симфонией. Создавал оперу Чайковский с необычайным воодушевлением, как бы подводя итог своих поисков и открытий. Для него это была лирическая трагедия, эмоционально-смысловым центром которой стал образ Татьяны. Ни одно произведение еще не вызывало такого восторга его московских друзей и среди них - Николая Рубинштейна, который горячо взялся за постановку оперы. Однако, при огромном интересе к ней, решающего успеха у публики она не имела. Она была абсолютно нова по сценическому действию, в котором не было ни сражений, ни заговоров, ни демонических страстей, но еще больше - по психологической глубине выражения простых человеческих чувств. Еще меньший успех сопутствовал Четвертой симфонии, представлявшей собой прославление человеческого духа, который принимает удары судьбы и остается несломленным. Между тем даже этих двух произведений было бы достаточно, чтобы Чайковский занял свое место среди самых выдающихся деятелей мирового искусства.

В 80-х годах круг тем и образов, привлекавших композитора, расширяется. Об этом говорит большинство его крупных сочинений зрелого периода: оперы "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Чародейка" (1887), программная симфония "Манфред" (по Байрону, 1885), Пятая симфония (1888). С 1887 года Чайковский выступает в крупнейших городах Европы и Америки, пропагандируя русскую музыку. Его творчество повсеместно встречает широчайшее признание. В 1893 году в Англии, в Кембриджском университете, Чайковскому было присвоено почетное звание доктора музыки. Однако на родине суждения о Чайковском оставались разноречивыми. Особенно много споров вызвала Пятая симфония, развивающая идеи Четвертой с позиции прожитых художником лет, много понявшего и просветлевшего. Безыдейной и рутинной назвал ее Цезарь Кюи. В тяжелую минуту Чайковский признался, что, если бы симфония уже не была напечатана, он бы уничтожил ее. При жизни композитора она в России больше не исполнялась. Полтора года напряженнейшей работы над "Чародейкой" тоже не ознаменовались успехом. Поставленная на сцене Мариинского театра, она вызвала недоумение не только у публики, но даже у его петербургских друзей. "Опера моя провалилась, - заявил сам композитор, - и я просил бы о ней сегодня не говорить..."

Странно ли поэтому, что свою творческую зрелость композитор ощутил довольно поздно - лишь в конце 80-х годов. "Все еще ищу, колеблюсь, шатаюсь", - писал он в канун своего 44-летия. Нужно ли объяснять, что за этими тремя глаголами стояла лишь неизбывная жажда совершенства.

Девяностые годы - наиболее мрачные в жизни композитора. В личном плане он лишился материальной поддержки Н.Ф. фон Мекк, которая, подавленная смертью своего сына, сочла грехом перед семьей свою платоническую любовь к Чайковскому. Он же до конца своих дней терзался тем, что, обязанный ей многим, не смог поддерживать с ней далее дружескую переписку.

В общественном же плане - он вступил в конфликт с Московским музыкальным обществом, где был директором, и консерваторией, которую после смерти его неистового доброжелателя Николая Рубинштейна возглавил самоуверенный, деловой и грубовато-расчетливый В.И.Сафонов, оттеснивший Чайковского на задний план. Оскорбленный композитор даже намеревался снова переехать в Петербург. В истории русской музыки наступала новая полоса, отмеченная упадком композиторского творчества и пессимистическими оценками состояния современной русской музыки.

В последний период жизни композитор создал наиболее трагические произведения - оперу "Пиковая дама" (1890) и Шестую симфонию (1893). Однако им предшествовал полный света и тепла балет "Спящая красавица", одобренный самим монархом и имевший в постановке Мариуса Петипа огромный, мало с чем сравнимый успех. Музыка из балета вошла в жизнь так же естественно и стремительно, как прежде музыка из "Онегина". Затем было еще одно чудо - "Щелкунчик", детский балет-феерия, рядом с которым по музыке вряд ли что можно поставить.

Что до "Пиковой дамы", то она была написана Чайковским во Флоренции в состоянии высочайшего творческого полета - всего за сорок четыре дня. Трагически-страстная одинокая фигура Германа, бросившего вызов судьбе, странным образом оказалась близка композитору, и он писал о своем герое, что тот "оказывается... был для меня... все время настоящим, живым человеком, притом очень мне симпатичным". Неправый выбор ценностей приводит к неправым поступкам и гибели, но для Чайковского главное - не ходячая мораль, а психологическое исследование бездн человеческой души, поставленной в крайние обстоятельства. Такие души исследовали Шекспир, Толстой, Достоевский.

При всей скромности в самооценке Чайковский прекрасно отдавал себе отчет в том, что написал нечто особенное, и ушат раздраженной критики, в очередной раз вылитый на него, воспринял спокойно. Поставленная после Петербурга в Киеве, а затем в Москве, Праге и Одессе, опера все больше и больше завоевывала сердца слушателей, став, вместе с "Онегиным", одной из любимейших опер мирового репертуара.

Человек и судьба, сила духа и случай, жизнь и смерть - эти темы после "Пиковой дамы" властно звучат в Шестой, последней, симфонии композитора, уже без всяких лирических иллюзий и гуманистических обманок. Прежде Чайковский писал: "При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?" Теперь он просто вопрошал: "Зачем? Зачем? Для чего?" Зачем жизнь, когда она кончается смертью? Финал симфонии - это горестное прощание с жизнью, освещенное жаждой бытия и ненавистью к смерти.

Гении обычно знают свою судьбу. Чайковский умер от холеры в год написания своей симфонии. Это случилось 25 октября (6 ноября) 1893 года в Петербурге. Похоронили его на кладбище Александро-Невской Лавры. "Я желал бы всеми силами души,- писал композитор, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору".

По крайней мере, это его желание сбылось.

ТЕКСТ: maestoso.narod.ru | 16 сентября 2003 г.

Ссылки на Петра Ильича:

  • tchaikovsky-competition.ru Международный конкурс им. П.И. Чайковского
  • cbook.ru/tchaikovsky Дом-музей П.И.Чайковского в Клину
  • ttree.chat.ru "Лебединое озеро" - о балете П.И. Чайковского
  • belcanto.ru/tchaikovsky П. И. ЧАЙКОВСКИЙ - жизнь и творчество
  • mosconsv.ru Московская Государственная Консерватория им. П.И.Чайковского
  • tchaikovsky.org.ru Ассоциация лауреатов международного конкурса имени П И Чайковского (Association of Tchaikovsky Competition Stars)
  • tchaikovsky.org.ru life and work of the Russian composer.
  • classicalarchives.com CLASSICAL MUSIC ARCHIVES: Tchaikovsky Biography. Можно послушать midi-файлы

    Есть:
    mp3:

  • Симфония №1 - 61.4 Mb 192K
  • Симфония №4 - 54.5 Mb 192K
  • Симфония №5 - 54.4 Mb 160K
  • Симфония №6 'Патетическая' - 83.2 Mb 256K
  • October Op. 37a - 5.6 Mb VBR

  • наверх

    cd256kbps. 2002-2003. webmaster
    Hosted by uCoz