|
Джон Маклафлин (John McLaughlin)
11/22/2000 Известный джаз-роковый гитарист и его индийская фьюжн-группа выступили на Международном джазовом фестивале в Сан-Франциско. Обычно при упоминании имени Джона Маклафлина на ум сразу же приходит джаз-роковая гитара. Однако, как показало выступление группы Remember Shakti вечером в пятницу в театре Paramount в рамках Международного джазового фестиваля, это не совсем верно. Выходец из Англии Джон Маклафлин впервые прославился в совместных выступлениях с Майлсом Дэвисом, когда последний в конце 60-х ввел в джазовый состав роковую электрогитару, основав тем самым стиль джаз-рок. Мало того, на своем нашумевшем альбоме 'Bitches Brew' Дэвис посвятил этому гитаристу одну композицию. Присущий Дэвису дух музыкальных инноваций не покидает и Джона Маклафлина. Создав в начале 70-х группу Mahavishnu Orchestra, он начал экпериментировать с классической индийской музыкой, вводя в нее агрессивный, но виртуозно исполняемый электрический саунд, что впоследствие вылилось в направление джаз-рок фьюжн. Наиболее серьезно Маклафлин начал развивать новое направление в середине 70-х. Он нашел трех виртуозов в игре на классических индийских инструментах и организовал с ними группу Shakti, которая, исполняя смесь восточной и западной музыки, явилась предтечей последующего движения за популяризацию этнического (world) музыкального жанра. И до сих пор Маклафлин продолжает эксплуатировать два направления - джаз-фьюжн и индийскую классическую музыку, каждое из которых имеет ярко выраженные отличия и в то же время неотделимо от другого. Это показали два выпущенных им в этом году концертных альбома. Так, на The Heart of Things предпочтение отдано электронному джазу, тогда как на The Believer состав Remember Shakti играет индийские мелодии в духе своего предшественника. В Remember Shakti к Маклафлину вновь присоединился бывший член Shakti и специалист по таблам Закир Хусеин (Zakir Hussain). Позднее, в 1997 году, в состав вошли перкуссионист V. Selvaganesh, сын игрока на хатаме (большой глиняный кувшин) из бывшей Shakti, и виртуоз по классу мандолины U. Srinivas. Двойственная природа творчества Маклафлина проявилась и в первых двух вещах, сыгранных группой в пятницу в ознаменование окончания ее месячного тура по Северной Америке. Первая, '5 in the Morning, 6 in the Afternoon', с элементами рока, введеными в индийский ритмический рисунок, обнажила западную натуру музыканта, в то время как вторая, 'Giri Raja Sudha', оказалась чисто индийской. Вместе Маклафлин и Шринвас имитировали звук ситара, при этом гитара создавала глубокий рокочущий фон для мандолинного сола. Все их импровизации подчинялись структуре классической индийской музыки, когда каждая вещь начинается медленно и к концу набирает темп. Перкуссия также имела восточный оттенок, а Маклафлин часто, перекликаясь со Шринвасом, исполнял чисто индийские пассажи. Но были заметны и явно западные музыкальные элементы. Так, последовательность аккордов подчинялась знакомым нам джазовым, роковым и блюзовым традициям. Маклафлин отдал дань уважения Майлсу Дэвису, исполнив фрагмент из его 'Jean Pierre' в завершающей первое отделение композиции 'Finding the Way'. Здесь Маклафлин, уходя на второй план тихим аккомпаниметом, дал возможность показать свое искусство Хусейну и Сельваганешу. В один момент они стали ударять себя по щекам в ритм композиции, чем сорвали бурю аплодисментов. Во втором отделении, более спокойном, чем первое, было несколько кульминационных моментов, когда все четверо музыкантов начинали играть в унисон. Живой отклик вызвали пассажи музыкальной переклички гитары Маклафлина и мандолины Шринваса. Духовная сторона индийской культуры кажется не оставляет Маклафлина в покое, и Remember Shakti сделали все от них зависящее, чтобы поднять свою музыку до духовных сфер. однако глубокое, и часто навязчивое, западное джазовое наследие, сформировавшее Маклафлина, также дает о себе знать. Остается только сказать, что двойственная музыкальная направленность этого гитариста привела к появлению уникальных и несомненно привлекательных музыкальных течений, за что мы ему очень благодарны.
Несколько слов от лидера Как только Джон Маклафлин произнес, что Remember Shakti "это одна из величайших групп в мире", он тут же осекся и рассмеялся. "Ну я, конечно, преувеличиваю. Я же в ней играю..." Преувеличивает он или нет, но этот английский гитарист не понаслышке знает о действительно великих группах. В 1969 году он вместе с командой Майлса Дэвиса записал Bitches Brew – свой знаковый альбом, в котором одна вещь так просто и называлась "John McLaughlin." А в начале 70-х он создал группу Mahavishnu Orchestra, которая стала пионером в стиле фьюжн, вобравшем в себя джаз, рок и национальную музыку. Группа Remember Shakti представляет из себя обновленную версию старой Shakti - группы, которая недолго прожила в середине 70-х, но оставила о себе память как коллектив, впервые соединивший джаз с индийской национальной музыкой. Основателями Remember Shakti стали Джон Маклафлин и специалист по табле из оригинальной Shakti Закир Хусаин (Zakir Hussain). К себе в компаньоны они пригласили две восходящие звезды в индийской музыке: перкуссиониста Vinayakram Selvaganesh (сына бывшего члена Shakti "Vikku" Vinayakram) и игрока на электромандолине Uppalapu Shrinivas. "Впервые я увидел Шриниваса 20 лет назад в видеоклипе. Ему тогда было 12 лет, но он потряс меня своей импровизацией," - заявил мне по телефону из дома в Монако Джон Маклафлин. - "И Сельваганеш отличный музыкант, он даже в чем-то превзошел отца. Когда мы все вместе начинаем импровизировать, то между нами устанавливается какая-то телепатическая связь". В прошлом месяце Remember Shakti выпустила альбом The Believer, на котором исполняет в концертном варианте очаровательные, но иногда слишком затянутые, инструментальнве пьесы (так вещь "5 in the Morning, 6 in the Afternoon" звучит более 18 минут). Ее произведения продолжают оказывать гипнотическое воздействие, характерное для индийской национальной музыки, однако Маклафлин заявляет, что основной целью Remember Shakti является соединение воедино восточной и западной музыки. "Я посвятил изучению индийской музыки большую часть своей жизни, однако мне не хотелось бы исполнять классическую индийскую музыку," - заявляет 58-летний гитарист. - "По призванию я джазмен, и всем другим [членам группы] даже нравится, что я "перетаскиваю их на свою часть суши", в область хроматических гармоний и мелодики западной музыки". На Западе индийская музыка вошла в моду в середине 60-х, когда Beatles исполнили "Norwegian Wood" и "Tomorrow Never Knows." Однако Маклафлин заявляет, что предчувствовал это еще десятилетием раньше, в середине 50-х. "Впервые я услышал индийскую музыку, когда мне было 13 или 14 лет. Я тогда не знал, что играют музыканты, но был буквально поражен и очарован мелодией. Такие же чувства я испытал, когда впервые услышал в исполнении Мадди Уотерса 'Hoochie Coochie Man,'" - рассказывает Маклафлин. "Несмотря на то, что ритмический рисунок индийской музыки очень запутан и подчиняется сложным математическим правилам, она оказывает удивительное воздействие на психику человека... Она, как и вся хорошая музыка, очень задушевна и неподвластна времени. Она не принадлежит какой-то отдельной эпохе или культуре, она - достояние человечества". – THOR CHRISTENSEN - Published in Dallas Morning News: 11.10.00 ТЕКСТ: Перевел Александр Панов | 20 мая 2003 г.
Ссылки на John McLaughlin:
Есть:
|