|
"Грегориан" (Gregorian)
История проекта "Masters Of Chant. Chapter II"
"Чем более мои проекты отличаются от мэинстрима, тем более они успешны." Франк Петерсон знает, что делает. Знаменитый продюсер, соавтор по крайней мере двух необычных музыкальных проектов - Enigma и "Time To Say Goodbye", ставших многомиллионными международными бестселлерами, еще раз доказал свою правоту, выпустив проект Gregorian. Дебютный альбом, "Masters Of Chant", уже разошелся миллионными тиражами, и теперь к нему приближается второй альбом, "Chapter II".
Где Петерсон нашел столько времени при его огромной занятости в последние несколько месяцев для записи нового альбома, остается его личным секретом. Ведь более дюжины золотых и платиновых дисков (включая такие страны, как Португалия, Германия, Австралия и Филиппины) вместе с церимониями вручения наград потребовали присутствия гамбургского продюсера практически во всех частях света.
Осуществление замысла отняло у него шесть месяцев или девять, если учитывать отбор песен. Ведь не каждая из лучших за последние сорок лет песен годится для исполнения грегорианским хором, даже если она и кажется таковой. "Кретерий отбора довольно прост: в грегорианских хоралах используется только семь нот, - объясняет Франк Петерсон, - поэтому, если семитоновый лад песни не соблюдается, она не подходит". Это означает, что "Wish You Were Here" Pink Floyd и "Brothers In Arms" Dire Straits вполне годятся для обработки, а вот у такой песни, как "Sacrifice" - хита Элтона Джона 1990 года - шансов практически нет. Однако помимо музыкальной "квалификации" композиция должна еще иметь и соответствующее клерикальному характеру исполнения содержание.
Немаловажным фактором успеха является и окружающая обстановка. После записи первого альбома с замечательными британскими хористами (Philip Conway, Thomas Barnard, Jeremy Birchall, Andrew Busher, Mark Bradbury, Timothy Holmes, Roger Langford, Gregory Moore, David Porter Thomas и Christopher Tickner) в церкви, временно превращенной в студию звукозаписи, Петерсон решил снова поработать в церковном окружении, но на этот раз в соборе Генри Вуда (Henry Wood Hall) в Лондоне. Для этого там была развернута специальная передвижная студия. Подготовка к записи была продумана до мельчайших деталей, и немаловажную роль здесь сыграла команда продюсера - Ян Эрик Корс (Jan Eric Cohrs), Карстен Хессманн (Karsten Heussmann) и Майкл Солтау (Michael Soltau). "Такие проекты требуют наличия высокоэффективной инфраструктуры, - поясняет Франк Петерсон, - вы не можете просто нанять любых профессиональных певцов и записать их в первой попавшейся студии."
Следует упомянуть, что на этот раз Петерсон расширил рамки проекта Gregorian и включил в альбом "Chapter II" несколько нестандартных композиций. Так, если "Chapter I" состоял исключительно из нестареющих классических хитов последних 40 лет, таких как "When A Man Loves A Woman" (Percy Sledge), "Sound Of Silence" (Simon & Garfunke)l, "Sebastian" (Steve Harley), "Vienna" (Ultravox) и "Brothers In Arms" (Dire Straits), то теперь в репертуар Gregorian вошли две композиции самого маэстро - "Moment Of Peace" и "Babylon", а из старой классики включены: Phil Collins ("In The Air Tonight"), Pink Floyd ("Wish You Were Here") и Deep Purple ("Child In Time").
В общем и целом альбом "Chapter II" оказался более сложным в производстве, чем его осыпанный наградами предшественник. "Мы много работали со струнным оркестром и гитарами, - говорит Петерсон, вдохновленный большими ожиданиями на волне успеха первой работы. - Людям нельзя позволять скучать из-за отсутствия оригинальных идей, и в то же время не следует давить на них сверхамбициозными экспериментами". Однако он знает, что сотни тысяч поклонников от Сингапура до Сиэтла уже томятся в ожидании следующей главы Грегорианской истории. "Masters Of Chant Chapter II" не разочарует ни одного из них. Те, кто уже вкусил прелесть настоящих грегорианских хоралов, знают, какое необыкновенно светлое чувство вызывают голоса католических монахов, успокаивая смятение чувств и возвышая душу над суетой грешного бытия. Также они воздействовали на человека еще в 600 г. во времена папы Грегория I (Gregory I). Эта музыка несет утешение и покой не только в глубоко религиозные страны, но и всем народам мира, не потерявшим веру в сверхъестественную силу искусства.
В наше время, когда стрессы и переживания стали неотъемлемой и даже рутинной частью жизни общества, человек ищет убежище, где он мог бы собраться с силами и воодушивить себя на новые свершения. Талантливый продюсер Франк Петерсон из Гамбурга помогает ему в этом своим необычным проектом Gregorian, в котором гармонично сочетаются прошлое и будущее, искусство прошлых веков с искусством грядущего тысячелетия. "Я хотел создать что-то необычное, уникальное, незабываемое", - говорит Петерсон.
История проекта Gregorian
Накануне третьего тысячелетия все мы становимся свидетелями того, как старые, античные направления в музыке, сливаясь с новыми модернистскими течениями, часто дают неожиданный и даже ошеломляющий результат. Вот и Франк Петерсон, уловив общие тенденции и настроения в обществе и давно вынашивая идею использовать в поп-музыке живое церковное пение, решил в 1998 году начать работу над неким новым революционным проектом. Однако на этот раз вместо сэмплирования в стиле Enigma предварительно записанных литургических песнопений хитрый алхимик от искусства придумал переиначить самые известные за последние четыре десятилетия поп и рок-хиты под исполнение в стиле грегорианских хоралов.
Принцип отбора композиций
Принявшись за дело, маэстро вместе со друзья, Michael Soltau, Carsten Heusmann и Jan-Eric Kohrs, прослушал огромное множество композиций - от рок-баллад 60-х до поп-хитов 90-х, пытаясь определить, какие же из них наиболее подходящи для исполнения в грегорианском стиле. Затем последовал длительный и трудоемкий процесс интерпретации привычной нам 12-тоновой партитуры отобранных произведений в грегорианский пентатонический лад (здесь, по-видимому, вкралась ошибка: пентатоника используется в восточной музыке, а в грегорианских хоралах - восьмитоновый лад. К тому же помимо музыкального созвучия песен концепция требовала исполнения их на английском, а не на латинском языке, поэтому тексты песен также должны были совпадать стилистически. В результате оказались отобранными несколько треков знаменитых, но довольно разноплановых по стилю исполнителей, таких как REM, Simon & Garfunkel, Peter Gabriel и Metallica. Теперь необходимо было все причесать и без сучка и задоринки встроить в грегорианский "звуковой ландшафт".
Переработка материала
После транскрипции мелодий вокальных партий каждой песни четырем продюсерам предстояло еще решить задачу, как сделать так, чтобы всем известные и, в общем-то, порядком поднадоевшие хиты зазвучали по-новому. С этой целью вступления к некоторым песням были удлиннены, а инструментальные пассажи слегка адаптированы или заново переписаны. Затем каждая композиция обрела новую электронную инструментовку с ярко выделяющимися басами и четким ритмом. Все аранжировки производились в студии Nemo с использованием самых современных синтезаторов, секвенсоров и ударных машин. В результате было получено звучание, отражающее тягу творческой группы к более модерновому саунду в стиле эмбиент-поп.
Однако Франк понимал, что окончательная оценка его проекта не в малой степени будет зависеть и от качества вокала, поэтому, когда музыкальная часть была готова, он собственноручно набрал хор из 12-ти вокалистов, самых известных в Англии сессионных (приглашаемых) певцов, выходцев из знаменитых кафедральных хоров и классических институтов, таких как Академия Св. Мартина, Королевский Музыкальный колледж, Королевский колледж в Кембридже, Королевская Северная музыкальная школа и Музыкальный колледж Св. Троицы. Причем при их подборе Петерсон руководствовался не только наличием у последних исключительных вокальных данных, но и открытостью их к восприятию новых прогрессивных идей.
Запись вокала
Имея готовые записи аккомпанимента, рабочая группа студии Nemo направилась в Великобританию на запись хора. Для обеспечения хороших акустических характеристик Франк Петерсон арендовал старинную лондонскую церковь, которая в свое время была переоборудована под студию звукозаписи, так что хор пел в привычных для себя условиях, правда слушая предварительно записанное музыкальное сопровождение через наушники. Предполагая, что атмосфера студии будет несколько холодновата из-за насыщенности технической аппаратурой и не вызовет соответствующего настроя у исполнителей, Петерсон распорядился во время сессий звукозаписи зажигать 200 восковых свечей.
Достигнутые результаты
После записи сольных и групповых партий команда вернулась в студию Nemo и занялась сведением треков и доводкой музыкального сопровождения. В это же время были написаны короткие Вариации, позволившие осуществить плавные переходы от одного трека к другому. В результате запись 12-трекового альбома под названием Masters Of Chant заняля около года (альбом вышел в последнем квартале 1999 г.) и потребовала больших капиталовложений. Но дело того стоило: смешение нестареющего музыкального стиля со знакомыми текстами и мелодиями было настолько успешным, что альбом завоевал признание во всем мире, становясь то золотым, то платиновым в каждой третьей стране, где был выпущен. Теперь уже ясно, что очередной проект Франка Петерсона снова стал мировым хитом!
Гастроли
Успех альбома неизбежно привел к тому, что всех исполнителей стали просто разрывать на части приглашениями выступить, и в начале 2000 г. они отправились в длительное гастрольное турне по Европе. Надо отметить, что великолепные концерты такого хора явились для жителей Европы полным откровением - они убедили слушателей в отсутствии каких-либо студийных трюков при записи альбома. С другой стороны, согласно концепции вся окружающая обстановка при выступлении группы включая внешний вид участников должна была подчеркивать тему исполняющих службу грегорианских монахов. В связи с этим и на обложке альбома, и в музыкальном видео певцы были одеты в псевдо-монашеские робы, а концерты проводились в церквях, куда подчас набивалось до 2000 слушателей. Курьез состоял в том, что благодаря аутентичности внешних эффектов многие фаны действительно считали, что перед ними выступают настоящие грегорианские монахи! Что касается музыкальной части, то сама комбинация античности с модерном, а также применение дымовых машин, мигалок и уровней звука близких к рок-концертным всегда обеспечивали в конце каждого шоу восторженные и несмолкаемые овации.
Такое аншлаговое турне пробудило еще больший интерес к альбому, и фирма Edel решила в октябре 2000 года выпустить повторное издание альбома Masters Of Chant с двумя бонус-треками, одним из которых стал хит знаменитой группы U2 I Still Haven't Found What I'm Looking For, который ранее выходил как отдельный сингл. В поддержку этого релиза в ноябре того же года певцы снова отправились на гастроли в Германию.
Видеопродукция
В начале 2001 г. вышли полнометражный DVD-диск и VHS-кассета с записью хора под названием Masters Of Chant In Santiago De Compostela, причем это было не просто концертное шоу, а специально отрежисированный и поставленный спектакль, в котором хор исполнил 10 песен с альбома Masters Of Chant в соответствующем мистическом антураже из горных вершин и старинных замков. При этом DVD с его огромными звуковыми возможностями и Dolby Surround позволил каждому обладателю домашнего кинотеатра не выходя из комнаты ощутить всю прелесть присутствия на незабываемом концерте грегорианской музыки.
Еще один повтор
Тем временем Франк и его команда снова вернулись в студию, чтобы заново повторить пройденный путь. Последовали три долгих месяца отбора песен и их аранжировки, шесть месяцев ушло на переоборудование нового костела Henry Wood Hall в Лондоне под студию звукозаписи и на микширование треков. Правда на этот раз никого - ни певцов, ни издателей - не пришлось убеждать в том, что проект будет выигрышным. И, наконец, в октябре 2001 г. новый альбом группы Gregorian Chapter II (Часть II) увидел свет.
Во второй части была расширена оркестровая составляющая, и в нее были включены некоторые этнические инструменты. Кроме классических хитов она содержала и специально написанную для нее композицию Moment Of Peace (автор Carsten Heusmann, появилась сначала в виде отдельного сингла). Chapter II имела такой же, если не больший, успех, как и ее предшественник. Снова последовал гастрольный тур участников по Европе, на протяжение которого было дано около 60 концертов, а сами исполнители удостоились статуса суперзвезд. Для проведения такого количества живых концертов уже не хватало церквей и костелов, поэтому иногда использовались небольшие концертные залы с подходящей акустикой. В конце 2001 г. на базе этого турне вышли более крупнобюджетные DVD-диск и VHS-кассета под названием Moments Of Peace In Ireland (Моменты мира в Ирландии), на которых хор исполнял свои номера на фоне исторических достопримечательностей этой титулованной страны.
Часть третья
Точно год спустя после выхода второго альбома в октябре 2002 года на свет появляется Chapter III (Часть III), завершая таким образом тематическую трилогию. Цветовая схема нового альбома, включая монашеские тоги исполнителей, была заменена на горчично-желтый тон в отличие от красного для первого альбома и синего - для второго. Впервые на альбоме группы Gregorian появляются приглашенные исполнители: так в первом треке - переигровке известного хита Join Me финской группы HIM - вокальную партию исполняет несравненная Сара Брайтман, а chill-out версию этого же хита (последний трек) преподносит нам немецкий электронный дуэт Schiller. Первыми странами, в которых вышел новый альбом, стали Германия, Австрия и Швейцария, и уже в течение первых недель релиза он стал карабкаться вверх по поп-чартам этих стран. Скоро альбом появится и в других частях света.
Истоки
Следует отметить, что корнями проект Gregorian уходит гораздо глубже того дня 1998 года, когда появился альбом Masters of Chant. Так, покинув в 1991 г. Энигму (Enigma), Франк Петерсон решил заняться сольным проектом и взял себе псевдоним, который ранее использовал в дебюте Энигмы, а именно F. Gregorian. К этому моменту у него уже были готовы три трека, и вернувшись в Германию, он вместе с прежней женой, Susana Espelleta, помощником Michael Wehr и нанятыми ассистентами Thomas Schwarz и Matthias Meissner завершил создание альбома под названием Sadisfaction, дав при этом имя группе Gregorian.
Сильно отличающийся от альбомов серии Masters, вышедших десятилетие спустя, Sadisfaction, тем не менее, уже включал некоторые характерные для Франка обработки старых известных хитов. Присутствовали на нем и элементы сэмплированных хоральных песнопений, голосовые партии в которых были исполнены группой The Sisters of Oz и отличались даже более попсовым звучанием, чем впоследствие у Энигмы. Позже вышел сингл с одной из песен альбома Once In a Lifetime, которая стала эталоном стиля студии Nemo, будучи исполнена Сарой Брайтман (на альбоме Dive) и дважды - Принцессой (Princessa) (испанская версия для альбома Princessa и английская - для альбома I Won't Forget You).
После этого в течение длительного периода времени никаких релизов с именем Gregorian не предпринималось: Франк чувствовал, что перенасыщенный различными течениями рынок не воспринял бы его творений. А мир и не подозревал, что несколько лет спустя имя Gregorian станет синонимом огромного коммерческого успеха в области эмбиент-попа.
Итак, с выходом в 1999 году Masters Of Chant круг замкнулся. Хотя технически и не являющийся продолжением альбома Sadisfaction, новый проект сохранил его концепцию, в которой сэмплированные хоры были заменены на настоящий хор с действительными мастерами литургических песнопений...
ТЕКСТ: Перевел Александр Панов | 13 мая 2003 г.
Ссылки на Gregorian:
gregorian.de Masters Of Chant III
henrywoodhall.co.uk The Henry Wood Hall
enigma.de Enigma
vostok-audio.ru Gregorian
Есть:
mp3 [256K]:
Gregorian - Masters Of Chant [1999] 114 Mb
|