|
Стефан Граппелли родился 26 января 1908 года в Париже, на Монмартре. Его отец, итальянский иммигрант, купил ему скрипку у старьевщика. Хотя денег на обучение у него почти не было, Стефан смог выучиться игре на скрипке и фортепиано. В 14 лет он уже работал, играя в кинотеатре и на улицах Парижа. Затем Граппелли заинтересовался джазом, и его взяли пианистом в один биг-бэнд. Горячий квинтет, который они с Джанго Рейнхардтом основали в 1934 году, сразу получил признание, и они стали первыми всемирно известными джазовыми музыкантами за пределами Америки. За свою долгую карьеру Граппелли успел сыграть почти со всеми знаменитыми джазистами, среди которых были Фэтс Уоллер, Дюк Эллингтон, Глен Миллер. Во время оккупации Франции Граппелли вместе с Рейнхардтом и американским скрипачом записал двойной концерт Баха ре-минор, который был объявлен нацистами дегенеративной музыкой и запрещен. После войны Граппелли работал с Рейнхардтом до смерти того в 1953 году, после чего карьера его пошла было на спад, но затем вновь устремилась ввысь. В середине 1960-х годов, когда скрипка пережила «второе рождение» как джазовый инструмент, Граппелли возвращается на сцену и выступает вместе с другими скрипачами – Стаффом Смитом, Джо Венути. В 1969 году он впервые приезжает в США, где выступает на джазовом фестивале в Ньюпорте. Тогда же Граппелли записывает несколько пластинок с джазовым скрипачом Жан-Люком Понти, гитаристом Дизом Дисли и великолепным солистом-импровизатором на вибрафоне Гэри Бертоном. В 1971 году во время ток-шоу на канале BBC Граппелли знакомится со знаменитым скрипачом Йегуди Менухиным. Вместе они записывают шесть альбомов, рассчитанных скорее на неподготовленного слушателя, чем на настоящего любителя джаза. А настоящая популярность пришла к Граппелли, когда по настоянию Диза Дисли он выступил на фестивале фолк-музыки в Кембридже. Выступление Граппелли (вместе с Дисли и Денни Райтом) стало настоящей сенсацией. С тех пор до начала 1990-х годов он ездил с нескончаемыми концертами по всему свету, выступая в самых престижных залах Европы, США и Японии. Йегуди Менухин говорил, что Граппелли был, наверное, самым любимым публикой скрипачом. Он продолжал выступать и на девятом десятке, и даже с электрокардиостимулятором выпустил в 1995 году альбом. Скончался Стефан Граппелли 1 декабря 1997 года, немного не дожив до своего 90-летия... ТЕКСТ: 46info.ru | 10 июня 2003 г.
26.01.1908, Париж, Франция - 02.1 2.1997, Париж Скрипач, один из выдающихся европеских джазовых музыкантов. Прославился в 30-е годы как партнер легендарного французского гитариста Джанго Рейнхардта в группе “Quintette Du Hot Club De France” и на всю жизнь остался приверженцем малого ансамбля, выступающего без ударных инструментов. Воспитывался в сиротском приюте, шестилетним мальчиком начал танцевать в труппе Айседоры Дункан, самостоятельно освоил фортепиано и скрипку, зарабатывал как тапер в кинотетрах и как скрипач салонного оркестра. Слушая джазовые пластинки, начал импровизировать, копируя фразы Луи Армстронга, Бикса Байдербека и Арта Тэйтума. «Тэйтум был моим богом, — сказал он много лет спустя, — я хотел играть на скрипке, как он на рояле». В 1934 вместе с Джанго Рейнхардтом организовал знаменитый квинтет — первый европейский джазовый ансамбль, добившийся широкого признания. Квинтет распался в 1939, и Граппелли, записав несколько пластинок с американскими музыкантами (Эдди Саут, Билл Коулмен), уехал в Лондон, где оставался до 1946 года, выступая в ночных клубах с тогда еще малоизвестным пианистом Джорджем Ширингом. Вернувшись в Париж, некоторое время вновь сотрудничал с Джанго Рейнхардтом. Впоследствии постоянно играл в парижском клубе “St. Germain des Pres”. В 50-70-е годы вновь был востребован на джазовую сцену, записал пластинки со Стаффом Смитом (“Violins No End”, 1957), Свендом Асмуссеном (“Two Of The Kind”, 1965 и “Violin Summit”, 1966), Джо Венути (“Venupelli Blues”, 1969), Барни Кесселом (“Stephane Grappelli Meets Barney Kessel”, 1969), Иегуди Менухиным (“Jelousy”, 1973), Жан-Люком Понти (“Stephane Grappelli And Jean-Luc Ponty”, 1973) и др. Весной 1974 выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке. В 1997 президент Франции Жак Ширак наградил Граппелли орденом Почетного легиона. ТЕКСТ: musiclab.ru | 10 июня 2003 г.
b. Paris, France 26.01,08 - d. Paris, France 01.12.97 Один из величайших джазовых скрипачей всех времен, Стефан Граппелли наравне с Джо Венути и Стаффом Смитом входит в "большую предбоповую тройку". Проживший долгую жизнь, Граппелли, который был долгожителем и в джазе, немало сделал для того, чтобы скрипка стала джазовым инструментом. Как скрипкой, так и фортепиано он овладел самостоятельно, несмотря на то, что в 1924-28 учился в Парижской консерватории. Перед тем как в 1933 встретить гитариста Джанго Рейнхардта, Граппелли играл в оркестрах бродячих театров и танцевальных коллективов. Встреча двух артистов сразу стала приносить обильные музыкальные плоды, несмотря на то, что стиль жизни одного из них совершенно не походил на стиль жизни другого (француз итальянского происхождения Граппелли был натурой утонченной, а цыган Джанго — настоящим сыном природы). Создав Квинтет Французского хот-клуба (1933-39), в состав которого, помимо них, вошли еще два акустических гитариста и контрабасист, Граппелли и Рейнхардт осуществили не одну серию записей и выступлений, каждая из которых была сенсацией. Лондонский ангажемент 1939 года прервала начавшаяся Вторая мировая война. Рейнхардт решил вернуться во Францию, Граппелли же остался в Англии, эффектно завершив гастроли группы. Вскоре скрипач и молодой пианист Джордж Ширинг создали новый ансамбль, который существовал в течение всей войны. В 1946 последовало первое воссоединение Граппелпи и Рейнхардта, коих было несколько, в результате чего появилось много новых записей (несмотря на то, что музыканты никогда больше не сотрудничали на постоянной основе). В 50-е и 60-е Граппелли работал в клубах Европы, в США же, не считая записей с Эллингтоном (Violin Summit) и Венути, до 70-х, когда начались регулярные мировые турне скрипача, он оставался практически неизвестен. С этого времени Граппелли стал завсегдатаем джазовых пулов. Никогда не выходя за пределы своего свингового стиля, Стефан Граппелли тем не менее всегда был открыт для сотрудничества. Поэтому остались его записи с Дэвидом Гришманом, Эрлом Хайнзом, Биллом Коулменом, Ларри Корриелом, Оскаром Питерсоном, Жан-Люком Понти и МакКоем Тайнером. (А также с Яшей Хейфецем.). Несмотря на прогрессирующее недомогание, Стефан Граппелли оставался активным и в 89, вообще очень много записываясь в три последние десятилетия своей жизни. Все его ранние записи были переизданы в рамках классической CD-серии. ТЕКСТ: st52.narod.ru | 10 июня 2003 г.
Ссылки на Stephane Grappelli:
|