Давид Голощекин


 

Давид Голощекин и "Джазовое старое трио" - "Опять вместе". Совместный альбом этих, пожалуй, самых ярких представителей "питерской" и "новосибирской" школ джаза можно было бы оставить и без названия. Те, кто следит за развитием российского джаза, знают, что объединенные одной страстью музыканты встречаются по мере возможности. И чем выше статус музыкантов, тем больше свидетелей притягивают эти встречи.

Голощекин всегда был самой "кассовой" российской джазовой звездой Сибири. Что в 80-х доказывали фестивали <Джаз-Вега>, то еще раз продемонстрировал аншлаговый концерт в Большом зале Новосибирской филармонии, состоявшийся 21 января 1999 года, представленный на этом диске. Давид Семенович как-то сказал мне, что вполне мог бы играть классику вместе с Владимиром Спиваковым - два знаменитых скрипача учились вместе в десятилетке при Ленинградской консерватории, - но окунулся в джаз.

В специальной музыкальной школе Додик мог относительно безнаказанно играть буги-вуги, и он устраивал ансамбли, втравливая в "буржуазное искусство" своих одноклассников - Мареса Янсена и того же Спивакова. Голощекин уже тогда писал аранжировки, по которым импровизированная скрипичная группа исполняла псевдо-джазовые темы из кинофильма "Золотая симфония", или самый настоящий джаз из "Серенады солнечной долины". "Мы все играли на скрипках, потому что не было у нас ни труб, ни саксофонов", - вспоминает, улыбаясь Голощекин. Наказанием за такое творчество был статус хулигана и минус после обязательной пятерки на экзаменах. Часто к этому профессора присовокупляли каверзную просьбу поимпровизировать на тему сыгранной классики. Это наказание было у Голощекина любимым.

Уже тогда, в 15-16 лет, он понял, что его увлекает именно джазовая импровизация, и учиться на композиторском отделении консерватории, как ему предрекали учителя, он не станет. Сыграло свою роль и знакомство с пианистом Юрием Вихоревым, который давал Давиду послушать диски из своей фонотеки. А узнав, что Голощекин играет на скрипке, предложил ему похожий по строению "джазовый инструмент" - контрабас. С тех пор у Голощекина не изменились ни убеждения, ни вкусы. Разве что прибавилось подвластных рукам и губам инструментов - духовых, щипковых, клавишных, всего их около десятка. Впрочем, с собой он возит, как правило, только скрипку и флюгельгорн. Саксофон, а тем более рояль, всегда можно одолжить на месте.

Так было и на концерте 21 января. Конечно, Голощекин предсказуемо больше задействовал скрипку - этот инструмент для публики остается самым желанным. Сам же питерский джазмен честно признается, что играть на нескольких инструментах в одном концерте достаточно сложно - и чисто физически, и эмоционально - трудно переключаться. А самый любимый инструмент на сегодня (разговор состоялся в 1999 году) - "ни за что не догадаешься", виброфон, на котором музыкант играет при первой возможности.

Конечно, если техника позволяет, музыкант вправе выбирать инструмент. Как бы доказывая это, Давид Семенович во время концерта даже отнял рояль у Игоря Дмитриева - чтобы сыграть собственную "Меланхолию". Голощекин относится к Дмитриеву, к этому сибирскому стилисту мэйнстрима с большим уважением. Помимо партнерства на равных, именно Дмитриев в концерте создает этакую гармоническую "подушку", необходимую для лидера, играющего на одноголосом инструменте.

Игорь легко следует идеям приезжей звезды (причем, любой - от Тэда Керсона до Бенни Голсона), поэтому звучание всегда получается слаженное, без провалов. Во времена, когда Игорь Дмитриев проживал в Новосибирске и преподавал в местном музучилище на эстрадном отделении, молодым джазменам было за честь играть "как Игорь". С отъездом музыканта в Горный Алтай, сибирский эталон довоенного американского джаза теперь можно услышать только на его нечастых гастролях.

Как правило, приезжая в Новосибирск, Игорь выступает в составе "Старого джазового трио" - со старым другом, барабанщиком Сергеем Беличенко и новым - мастером контрабаса Дмитрием Аверченковым. Кстати, Игорь Дмитриев и "Старое джазовое трио" всегда сопровождают Давида Голощекина на сибирских гастролях. Несколько их совместных концертов архивариус новосибирского джаза Сергей Беличенко уже выпустил на CD фирмы "Ермателль". "Опять вместе" - последний из их числа.

Но самое ценное и удивительно в совместных выступлениях этих музыкантов - шик отказа от экспериментов. Впрочем, мэйнстрим Голощекина & Дмитриева и так собирает толпы народа. Скажу больше, удивлять не в их манере, ведь музыка Джанго Рейнхарта, Билли Страйхорна или Дюка Эллингтона сама по себе неизменно хороша. Голощекин знает, что высшая задача большого музыканта - раствориться в великой музыке, дать ей волю. И диск "Опять вместе" - лучшее тому доказательство.

ТЕКСТ: АНТОН ВЕСЕЛОВ | CD "Снова Вместе" | 15 июня 2003 г.

Ссылки на Давида Голощекина и Джазовое Старое Трио:

  • jazz.ru/pages/goloshekin Давид Голощекин - статья на JAZZ.RU
  • nestor.minsk.by Давид Голощекин - живая, очень живая легенда
  • univ.uniyar.ac.ru Давид Голощекин - непобедимый и легендарный
  • geocities.com ДЖАЗМЕН - ЭТО СУПЕРМУЗЫКАНТ
  • mega.kemerovo.su Давид Голощекин - артист джаза (интервью)
  • jazz.ru/pages/belichenko/ Сергей Беличенко - Джазовое Старое Трио (Новосибирск)

  • наверх

    cd256kbps. 2002-2003. webmaster
    Hosted by uCoz