|
Enigma, Michael CretuСоздатель Enigma, Michael Cretu - певец, композитор, продюсер (еще известен как Curly M.C.) родился 18 мая 1957 года в Бухаресте. Он сам и есть Enigma - человек, который создал окутанный тайной проект. Он также известен по работе с Sandra, Boney M, Mike Oldfield, Hubert Kemmler, Andrew Donalds, Belle Epoque, Angel, Peter Cornelius, Moti Special и Hubert KaH, а также создавал свои собственные сольные альбомы. Музыкальная карьера Крету началась в 1965 году, когда он поступил в колледж для молодых одаренных музыкантов. Главным его инструментом было фортепьяно. В 1968 году он 5 месяцев обучался в Париже, а в 1975, в возрасте 18 лет, он был принят в Музыкальную Академию во Франкфурте. В 1978 году, закончив Академию с отличием, Крету начал работать студийным музыкантом и аранжировщиком. Крету выпустил свой первый альбом "Legionare" на студии "Virgin" в 1983 году. К 1985 году Крету достиг высших позиций в хит-парадах как создатель текстов, продюсер и клавишник Moti Special. Он был продюсером первого международного хитового сингла Сандры "Maria Magdalena" и выпустил еще один сольный альбом "Die Chinescische Mauer" ("Китайская стена"), за которым вскоре последовал "The invisible man", это был тот же альбом, но с текстом на английском языке. Его успех продолжился в 1987 году, когда он работал продюсером Майка Олдфилда. В 1988 году Майкл Крету женился на Сандре Лауэр, и вскоре после этого они обосновались на острове Ибица в Испании. Они владеют старым фермерским домом, который одновременно является их местом жительства и студией (студия A.R.T.), а также отреставрированным домом в центре Ибица Таун, который является историческим памятником 18 века. Именно в подвале этого дома Крету открыл ресторан, и известно, что он часто приглашает музыкантов пообедать здесь. Крету признается, что он, конечно же, очень счастлив там, где он живет. "Для того чтобы можно было создать нечто совершенно новое, нужно оставить в стороне все старые правила и привычки", - заявил Michael Cretu, и, поступив соответствующим образом, при участии своего сопродюсера Frank Peterson (сразу же после выхода первого альбома Франк оставил Enigma и основал собственный аналогичный проект Gregorian) создал проект Enigma. Произошло это в конце 1990 года именно на острове Ибица. Enigma в переводе с греческого означает "загадка". Самый первый сингл Enigma под названием "Sadeness part 1" был выпущен без особой шумихи. Даже на обложке самого сингла не было указано никаких реальных имен, кроме David Fairstein. А все из-за того, что проект Enigma изначально задумывался Майклом Крету как нечто таинственное, при этом никто не должен был знать исполнителей, можно было лишь слушать музыку. В декабре 1990 года Майкл Крету объяснил в своем интервью, что он лишь хотел, чтобы люди реагировали непосредственно на музыку. Таким образом отсутствовали предвзятые суждения, как если бы исполнители были заранее известны. Тайна, окружавшая Enigma, порождала многочисленные слухи о том, кто же все-таки участвовал в создании дебютного сингла. Пронырливые журналисты упоминали имена таких исполнителей, как Mike Oldfield и Alan Parsons. Имена истинных исполнителей - Майкла Крету (обозначен в титрах альбома как Curly M.C.), Франка Петерсона (упомянут на альбоме под псевдонимом F. Gregorian) и Сандры Крету (ее имя вообще не появляется в альбоме "MCMXC a.D.") - не были раскрыты вплоть до возбуждения судебного процесса, на котором против них выдвигались обвинения в плагиате (заимствование идеи соединения монашеских песнопений и ритмов хип-хоп). Конечно же, тот факт, что тайны больше не существует, очень разочаровал Майкла Крету, но он все же очистил свое имя, выиграв судебное разбирательство, а также выпустив дебютный альбом проекта Enigma под названием "MCMXC a.D.". Первоначальное желание сохранить исполнителей в тайне в дальнейшем подтверждается текстом на альбоме и статьей 16 февраля 1991 года в журнале "Billboard", где отмечается, что в пресс-релизах, посвященных выходу альбома, продюсер предпочитает оставаться анонимным, несмотря на то, что его имя было хорошо известно в Европе. В интервью, опубликованном 19 декабря 1990 года в Норвегии, Крету отметил, что его начало работы над проектом Enigma было очень простым: он хотел создать музыку, которая нравилась ему самому, и которая обратилась бы к мистицизму. Далее он заявил, что в Enigma не было ничего спекулятивного, и что его целью было разрушение всех общепринятых в музыке правил. Говоря о композициях Enigma, он отметил, что в них нельзя разделить слова и музыку, лишь все это вместе как единое целое создает определенное настроение и атмосферу. Первый альбом Enigma вышел в Европе 3 декабря 1990 г. (Virgin Germany) и 12 февраля 1991 г. - в США (Virgin/Charisma), очаровав слушателей и критиков во всем мире своим звуковым коллажем. Cингл "Sadeness part 1" возглавил чарты в 23 странах, в то время как сам "MCMXC a. D." стал хитом № 1 в 41 странах и завоевал 57 платиновых вознаграждений, включая тройное платиновое свидетельство в Америке, и был на вершине Top 200 в течение более чем пяти лет. Крету расценивает каждую песню как "главу в книге", и поэтому истинное предстваление о работе можно получить только от целого альбома. Смесь григорианских песнопений шестого века, околдовывающего французского шепота Сандры, гипнотической, эфирной музыки с опьяняющими ритмами танца делают "MCMXC a.D." скорее удивительным слуховым путешествием, нежели собранием индивидуальных песен. Хотя Enigma, возможно, особо ответственна за повышение интереса к грегорианским песнопениям во всем мире, была цена, которую пришлось за это заплатить. В августе 1991 Мюнхенский хор Kapelle Antiqua потребовал письменное извинение и финансовую компенсацию, когда хор, признал свои хоровые работы на треках Enigma. Хор обвинил Крету в нарушении авторского права, искажении своих работ в треках "Sadeness part 1" и "Mea Culpa", а также на других треках и одиночных синглах. Крету и "Virgin Germany" согласились выплатить компенсацию за работы, используемые на "MCMXC a.D.", в результате чего удалось избежать суда с "Polydor" и "BMG/Ariola", которые представляли Немецкий хор. Сумма не разглашалась. В конце концов "Virgin" приобрела права на использование работ хора у "Polydor" и "BMG/Ariola". Над альбомом ""The Cross of changes" Майкл Крету работал совместно с Andy Hard (псевдоним Angel, в декабре 1993 года он представил свой дебютный альбом "Welcome to the Soul Asylum", продюсерами которого были Майкл Крету и Дженс Гэд), Louisa Stanley, Jens Gad и Питером Корнелиусом, и снова со своей женой, Сандрой и Дэвидом Фейрстейном. Обсуждая свою работу, Крету признался, что он хотел стать пианистом, и что он "начал писать хиты в тот день, когда купил фортепьяно". По его собственному признанию, Крету - настоящая сова, а также трудоголик. В этом можно убедиться, узнав, что период создания "The cross of changes" составил 7 месяцев, причем бывало, что Майкл работал с 10 вечера до 11 часов утра. Все это время он редко видел солнце, не пользовался ни своим новым горным велосипедом, ни своей гоночной яхтой (гонки на яхтах - это одно из его хобби). Вместо этого он был занят, сидя перед 3 терминалами, перебирая и слушая сотни компакт-дисков с песнопениями различных первобытных рас, создавая сэмплы, сопоставляя и каталогизируя материал, чтобы можно было приступить к созданию композиции. Для того, чтобы быть полностью уверенным в том, что его необычный и напряженный рабочий ритм не прервется из-за неполадок с электроэнергии (а там, где он жил, такое иногда случалось), Крету установил у себя в доме собственный генератор, который был источником энергии для его студии. Кроме этого, он также запасся двумя запасными генераторами. Все это давало ему уверенность в том, что его работе ничего не помешает. Композиции Enigma описываются как "музыкальные произведения, едва ли имеющие что-то общее с обычной музыкой и общепринятыми представлениями о ней" и "сравнительно новый коллаж звуков, ритма и чувств". Первый альбом был сосредоточен на монашеских песнопениях, скомбинированных с танцевальными ритмами, в то время как второй альбом, "The cross of changes", видится как музыкальный шаг вперед, объединяющий все основные элементы альбома "MCMXC a.D.", но делающий это совершенно по новому, с использованием песен аборигенов вместо монашеских песнопений. Описывая свою музыку, Крету отметил в статье журнала "Billboard" 18 мая 1991 года: "В противовес обычной философии звукозаписывающей компании, люди непредубеждены и жаждут чего-то уникального. Это музыка, которая отличается от любой другой, существующей сейчас. Я думаю, люди отреагировали на это". Он продолжил: "Я создал законченное музыкальное произведение, и я хотел, чтобы оно находилось по ту сторону от всей остальной музыки. Есть ощущение тайны в этой музыке, которую я хочу оставить нетронутой восприятиями и предубежденными идеями, которые обязательно привносятся продюсером или композитором". Enigma 2 продолжила всемирный успех предшественника. Начиная с выпуска в декабре 1993, "The cross of changes" отмечен 21 платиновым и 24 золотыми альбомами во всем мире, и двойной платиновой продажей в США. Сингл "Return to innocence" стал хитом № 1 в восьми странах, достиг вершины 10 чартов на пяти континентах, и стал вершиной Top 5 в Америке. С выпуском "Le Roi est mort, vive le Roi!", ломающий стереотипы музыкальный проект Enigma стал трилогией. Обладая исключительной гармоничностью, Enigma 3 - результат многих "пробных стилистических камней" и атмосферы двух предыдущих альбомов Мишеля Крету. Мультиплатиновый дебют Enigma 1, "MCMXC a.D.", был наполнен грегорианскими песнопениями, флейтами и глубоко чувственными углублениями. Потрясающий альбом Enigma 2, "The cross of changes", показал широчайший панкультурный гобелен. Enigma 3, "Le Roi est mort, vive le Roi!", объединяет и повторно раскрывает эти элементы, обеспечивая эволюционный синтез предыдущих работ Enigma. На тематическом уровне Enigma 3 исследует даже более сложный и провокационный стиль, чем предыдущие альбомы. "MCMXC a. D." исследовал диалог между сексуальностью и религией; "The cross of changes" поднялся к метафизическим высотам; "Le Roi est mоrt, vive le Roi!" затрагивает философию существования (экзистенциализм). Как замечает Крету, "главный вопрос, что мы поднимаем, не "Быть или не быть?", а "Почему?" Мишель Крету создает интригующий симбиоз между музыкой стиля "Newage", классикой и мировыми музыкальными направлениями. Грегорианские песнопения, медитативные мелодии аборигенов Америки, чудесная французская речь и многое другое было включено в его предыдущие три альбома. Лейтмотивом четвертого альбома Enigma 4 "The screen behind the mirror", вышедшего 17 января 2000 года, становится грандиозная и зловещая часть оперы Карла Орфа "Carmina Burana" "O Fortuna". Она предворяет весь альбом и появляется неоднократно в треках, иногда исчезая на заднем плане, а иногда безудержно вторгаясь в самый центр композиции. Крету все сильнее совмещает мировые музыкальные направления, сливая все треки в единое целое. Он оставляет вокальными всего несколько треков, заставляя каждого слушателя воспринимать их по-своему. Для кого-то это слова, а для кого-то - инструменты, умело вплетенные в ткань альбома. Понять сущность Enigma нелегко. Даже Крету с готовностью признает: "Никакие слова не могут объяснить музыку. Музыка объясняет себя. Слова и звуки - подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находиться между потоками света." В музыке Enigma устные звуки становятся инструментами, синтезируемые тоны становятся голосами, а ритмичные углубления переплетаются в органичное новое целое. В таком исполнении, звуковая мозаика Enigma предназначена не только для того, чтобы слушать, но и для того, "чтобы ощущать и чувствовать". Следуя девизу "можно все, ибо ты свободен", самое большое удовлетворение Крету находит в акте создания. В сентябре 1997 года совместно со своим другом Дженсом Гадом Мишель Крету выпускает в свет первый, и пока единственный альбом "The energy of sound" проекта Trance Atlantic Air Waves (TAAW), созданный на основе ремиксов хитов 70-80-х гг. XX века. ТЕКСТ: vostok-audio.ru | 15 октября 2003 г.
Ссылки на Enigm'y:
|